Программы специалистов Краткая аннотация программы
Рабочая программа инструктора по физической культуре

Аннотация к рабочей программе по физической культуре для детей 3 - 7 лет

Рабочая программа по физической культуре сообразуется с Образовательной программой МБДОУ – д/с №107, отвечает «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования», разработана на основе: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011; педагогической технологии: Воспитание здорового ребенка. Маханевой М.Д. - М.: Аркти, 1998. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 3 - 7 лет. Место в структуре ООП ДО: образовательная область «Физическая культура» входит в направление «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:

формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.

гармоничное физическое развитие.

В соответствии с требованиями образовательной программы по физическому воспитанию главными задачами для педагога являются:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание программы: В рабочей программе по физической культуре содержание программного материала делится на две части – базовую и вариативную. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого воспитанника. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление любой деятельности. Базовый компонент составляет основу ФГОС дошкольного образования в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы ДОУ и индивидуальных способностей воспитанников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Вариативная часть включает в себя программный материал по реализации регионального компонента. Особое внимание также уделено развитию выразительности движений. Эффективность образовательного процесса по физической культуре определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов образовательного процесса: инструктора по физическому воспитанию, инструктора по физической культуре на бассейн, воспитателей, специалистов, ребенка, родителей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическая культура» реализуется как обязательная в дошкольном учреждении и на её реализацию отводится 108 часов в год. Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре строится на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса. Занятие физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья дошкольника. Занятия решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в группах дошкольного возраста является игровой метод. Программа включает в себя содержание разных форм работы по физической культуре: утренняя и ритмическая гимнастика, физкультурное занятие в спортивном зале и на воздухе, спортивный праздник, физкультурный досуг, совместная Игротека, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность, кружковая работа, прогулка, и др. Требования к уровню освоения: Два раза за смену (в начале и конце) проводится мониторинг физического развития воспитанников. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»: Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Рабочая программа педагога-психолога

Рабочая программа педагога-психолога выстроена с учетом основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад комбинированного  вида № 107».

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Актуальность программы

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту, а также гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Структура программы

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.

   Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Этапы занятия:

  1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Основное приоритетное направление программы – коррекционно-развивающее с элементами арт-терапии (изотерапии).

Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности

      Рабочая программа по изобразительной  деятельности является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей действительности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.                                                                                                                                          Художественная деятельность — специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.                                                                                                                                            Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.                                                                                                           Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

                                            Актуальность программы.

    Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.   Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Новизна программы.

   В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.   Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

    Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы: формирование у детей  дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.        2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.                                                                                   3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно- образной выразительности.                                                                                               4.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.                                                                                                                   5.Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.                                         6.Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно - эстетическом освоении окружающего мира.

 Формы и режим занятий                                                                                                         Количество образовательной деятельности: в с группе для детей 4-5 лет в неделю – 1 НОД, в месяц - 4, в группе  для детей 5-6 лет и в группе для детей 6-7 лет в неделю – 2 НОД, в месяц -8.

Длительность непосредственно-образовательной деятельности:

для детей 4-5 лет - 20 минут;                                                                                                     для детей 5-6 лет  - 25 минут;                                                                                        для детей 6-7 - 30 минут.                                                                                       Форма организации образовательного процесса – групповая.                                     

Форма проведения НОД: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). НОД проводятся в первую половину дня . В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по хореографии

Программа дополнительного образования детей хореографического кружка «Непоседы».

Данная рабочая я программа рассчитана на  детей от 4 до 7 лет.

Цель программы: формирование социально значимых качеств, свойств личности и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.

Задачи:

  1. Развить и сохранить здоровье детей дошкольного возраста;
  2. Развить эстетический вкус, культуру поведения, общения, художественно-творческую и танцевальную способности;
  3. Развить чувство ритма, музыкальность, артистичность, координацию движения, ориентировку в пространстве
  4. Воспитать организованную, гармонически развитую личность.

        Для детей 4 – 5 лет продолжительность НОД составляет 1 разв неделю по 20 минут.

       Для детей 5 - 6 лет продолжительность НОД составляет 2 раза в неделю по 25 минут.

       Для детей 6-7 лет продолжительность НОД составляет 2 раза в неделю по 30 минут.

    Основная направленность программы – психологическое  раскрепощение ребенка через освоение своего собственного  тела как выразительного («музыкального») инструмента.

   Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.)  позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

  Разнообразие  композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют  использовать их в любых формах организации  работы  с детьми (от утренней  зарядки и физкультуры до праздничных утренников).

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным. Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей  с источниками танцевальной культуры, музыкально – ритмическим складом мелодий.

         Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств личности ребенка.

         Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда. Совместно организованная деятельность в танцевальном коллективе учат  детей отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут им вырасти настоящими людьми.

Рабочая программа музыкального руководителя

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе комплексной  программы воспитания и обучения в детском саду  «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

     Программа «Ладушки» представляет собой разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами.

    Данная программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же  возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 3-х до 7-ми лет.

Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи:

  1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2.  Заложитьосновы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей;
  3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой  музыкальной культуре.
  4. подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями;
  5. развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений  в повседневной жизни);
  6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.

Методические принципы построения программы:

- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях, в которой ребёнок чувствует комфорт, не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность захотеть  принять участие в занятии.

Целостный подход  в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование; претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; приобщение к народной культуре (слушание  и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)

- Учет возрастных особенностей воспитанников.

- Гендерный подход  к используемому репертуару.

- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач  по всем разделам музыкального воспитания: если  в младшем возрасте восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций и только  с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны осмыслить и понять  тот или иной материал и высказать своё впечатление.

- Принцип преемственности.

- Принцип положительной оценки деятельности  детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве

- Соотношение музыкального материала с календарём – природным, народным, светским и частично историческим. Дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, поэтому эта программа даёт возможность принять в нём посильное участие, проявить свои творческие способности.

- Один из важнейших принципов музыкального воспитания – партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть.

Формы проведения НОД:

1.Традиционное

2.Комплексное

3.Интегрированное

4. Доминантное

Структура НОД:

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

1.музыкально – ритмические движения

2.развитие чувства ритма, музицирование,

3.пальчиковая гимнастика

4.слушание, импровизация

5.распевание, пение

6.пляски, хороводы

7. игры.

Наглядный и дидактический материал, используемый в НОД:

Программа предусматривает использование интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио и видеоматериалы, «живые игрушки»- дети и воспитатели одетые в костюмы.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. В результате - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Условия реализации программы:

1.Создание предметно-развивающей среды:

  • Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
  • Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
  • Способствует реализации образовательной программы;
  • Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
  • Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2.Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом  алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится во второй половине дня. Музыка используется в режимных моментах.

Целевые ориентиры:

Результатом реализации  программы по музыкальному  развитию дошкольников следует считать:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

- умение передавать выразительные музыкальные образы;

- восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных  произведений;

- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Предлагаемый материал спланирован так, что позволяет музыкальному руководителю проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Основной задачей для всех возрастных групп является введение в мир музыки с радостью и улыбкой, что не позволит ребёнку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Результат внедрения данной технологии:

Учебный процесс становится более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности);

Обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка: чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству;

Умственное (развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление), нравственное (формируется дружелюбие, активность и самостоятельность).

Методическое обеспечение:

Конспекты непосредственной образовательной деятельности для всех возрастных  групп с нотным материалом;

диски с фонограммами

Рабочая программа учителя-логопеда

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), Конвенцией ООН о правах ребенка, на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной рекомендованной ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики».

Программа охватывает возраст дошкольников от 5 до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании  единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей.

Цель программыКомплексное педагогическое воздействие, направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, устранение  речевых недостатков детей и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования.

         Задачи программы:

1. Устранение дефектов звукопроизношения, формирование правильного произношения, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

2. Развитие навыка дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-  акустическим характеристикам.

3. Развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

4.  Формирование практического умения и навыка пользования исправленной речью.

5. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7.  Охрана, укрепление и развитие физического, психического здоровья и эмоционального благополучия  детей.

8. Создание благоприятных условий развития детей с учетом их  индивидуальных и психофизиологических особенностей.

9. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

    Основные задачи образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5. Формирование готовности к совместной деятельности.

6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

«Познавательное развитие»:

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

«Речевое развитие»:

1. Владение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

«Физическое развитие»;

1. Развитие физических качеств дошкольников.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

3. Правильное выполнение основных движений.

4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

5. Овладение подвижными играми с правилами.

6. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

7. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

         Принципы и подходы к формированию программы:

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития);
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка - опора на сохранные звенья;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные - логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;
  • принцип системного подхода, который предполагает воздействие на все стороны речи;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей - комплексность воздействия на ребенка;
  • принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала.

При разработке программы учитывались такие подходы:

1. Личностно-ориентированный.

2. Индивидуальный.

3. Комплексный.

4. Дифференцированный.

    При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом работы.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях рабочей программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

 Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

 В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

            Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по адаптивной физкультуре

Данная программа на основе методических разработок Л.Л.Артамонова, О.П.Панфилов, В.В.Борисова. Основные задачи затрагиваются  в области адаптации и социальной реабилитации инвалидов по средствам адаптивной физической культуры и спорта, а так же направлены на всестороннее развитие личности детей-инвалидов. Образовательная программа  разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражены в индивидуальном подходе к обучающемуся, доступности материала и форм проведения занятий, направленности на достижение видимых результатов.

Актуальность программы обусловлена тем, что по данным Минздрава количество детей инвалидов в России на 2014 год составило  540837 человек, а к апрелю 2015 года эта цифра увеличилась на 10%. Что даёт нам понять всю значимость и масштаб вопроса, который затрагивает все сферы жизнедеятельности. И если к детям-инвалидам будет применён индивидуальный подход с максимальными затратами сил, средств и труда как со стороны врачей, педагогов, а так же родителей детей-инвалидов, то шансы влиться в социальную среду у таких детей будут значительно выше, а так же будет возможность повысить качество их жизни.

            К числу наиболее актуальных проблем относится низкий уровень просвещенности родителей детей-инвалидов в вопросе реабилитации. То есть, родители ребёнка либо не вовремя обращаются к решению данного вопроса, либо пытаются решать его самостоятельно, и в связи с недостатком специфических и узкоспециализированных знаний, развитие таких детей и их реабилитация затягивается на неопределённый срок. В худшем случае, возможно даже отсутствие каких либо положительных сдвигов или ухудшение общего состояния как физического, так и психического состояния ребенка-инвалида.

Новизна программы состоит в том, что используется индивидуальный подход к каждому ребёнку, а так же создание условий для развития не только физических качеств, но и личности, так же осознанности в выборе упражнений как педагогом дополнительного образования, так и самим воспитанником.

Цель программы:максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

Задачи:

Оздоровительные:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.
  2. Всестороннее физическое совершенствование функций организма.
  3. Повышение работоспособности.

Обучающие:

  1. Ознакомить ребёнка с физической культурой.
  2. Знакомить ребёнка с разнообразными подвижными играми в пределах его возможностей.
  3. Давать представления о физической культуре и возможностях обучающегося в целом.

Развивающие:

  1. способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности.
  2. укреплению костно-мышечной системы.
  3. Коррекция плоскостопия и осанки.
  4. Улучшение координации и вестибулярного аппарата.
  5. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и интерес к физической культуре.
  2. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к физической культуре и ее результатам.
  3. Воспитание, формирование всесторонне развитой личности.

Структура программы

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога дополнительного образования по основному направлению: адаптивная физическая культура  для детей от 1,5 до 7 лет, работа с родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.

   Рабочая программа включает в себя организацию адаптивной физической культуры в  МБДОУ по  основным  направлениям – физические упражнения для детей-инвалидов, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и успехов в освоении программы. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Основное приоритетное направление программы – физическая реабилитация детей инвалидов по средствам физических упражнений.